Помощь в трудной ситуации
Консультация для родителей "Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации". Федосеева Ю.А., заведующий | |
Трудная жизненная ситуация- ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, сиротство, и т. д) Классификация трудных жизненных ситуаций детей: O Дети, оставшиеся бес попечения родителей; O Дети, проживающие в малоимущих семьях; O Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; O Дети-инвалиды; O Дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; O Дети с отклонениями в поведении; O Дети, жизнеспособность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств; O Дети-жертвы насилия; Организация работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
Механизм выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия. Признаки неблагополучия: - утомленный, сонный вид - санитарно-гигиеническая запущенность - склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания - неумеренный аппетит - задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии - привлечение внимания любым способом - чрезмерная потребность в ласке - проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием - проблемы во взаимоотношениях со сверстниками - трудности в обучении. В чем проявляются признаки физического насилия в семье: - в боязливости ребенка - в выраженном страхе взрослых; в проявлении тревоги в форме тиков - в сосании пальца, раскачивании - в боязни идти домой - в жестоком обращении с животными - в стремлении скрыть причину травм. С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ДОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.
- наличие библиотеки в семье; - какие книги читают; - следят ли за периодической печатью; - посещают ли кино; - посещают ли театры и концерты; - посещают ли выставки. 5. Общая семейная атмосфера: - доброжелательная, - неустойчивая, - равнодушная, - гнетущая, недоброжелательная. 6. Кто из родителей больше всего занимается воспитанием ребенка? 7. Что родители считают важным в воспитании, развитие каких качеств ставят на первый план? (послушание, творческую активность, самостоятельность). 8. Что является предметом основной заботы родителей: - здоровье детей; - развитие умственных способностей; - художественных способностей; - нравственных качеств. 9. Отношение родителей и других членов семьи к ребенку: - сверхопекающее; - ровное, заботливое; - равнодушное; - подавляющее. 10. Система воспитательных воздействий: - согласованность всех членов семьи в вопросах воспитания; - непоследовательность, наличие конфликтов на почве воспитания; - отсутствие воспитания как системы целенаправленных воздействий. 11. организация совместных форм деятельности в семье: - вовлечение ребенка Вов се домашние дела и заботы; - эпизодическое возложение на ребенка отдельных обязанностей; - ограждение ребенка от всех событий и дел семейной жизни. 12. Уровень психолого-педагогических знаний и практических умений: - наличие определенных знаний и готовность их восполнять; - ограниченность знаний, но податливость к педагогическому просвещению; - низкий уровень знаний и нежелание задуматься над проблемами воспитания. 13. Осуществлением контроля за поведением и деятельностью ребенка: - систематическое; - нерегулярное; - полное отсутствие контроля. 14. Отношение к детскому саду: - положительное; - равнодушное; - негативное. 15. Взаимодействие семьи с детским садом: - систематическое; - эпизодическое; - отсутствие взаимодействия. Понятие «неблагополучная» семья Семья считается неблагополучной, если родители: - не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению детей; - не исполняют своих обязанностей по содержанию ребенка (детей); - отрицательно влияют на их поведение; - жестоко обращаются со своими детьми; - страдают алкоголизмом, употребляют наркотики, ведут антиобщественный образ жизни; - создают конфликтные ситуации, втягивая в них ребенка (детей). |